BrainGame

Создатель «мозгового штурма».

В качестве иллюстрации — «офисная мозговая игра, основанная на вопросах классического мозгового штурма.

Осборн Алекс Osborn Alex Faickney
1888 — 1966 США Американский журналист, один из основателей известного рекламного агентства BBDO
(Batten, Barton, Durstine & Osborn).

В 1942 году он издал книгу: How to «Think Up», где описал первый вариант мозгового штурма / brainstorming, который использовался им и его сотрудниками в рекламном агентстве ещё в конце 30-х годов XX века.

Алекс Осборн:
«Количество, количество и ещё раз количество! Вот девиз дня». И добавлял: «Чем больше попыток, тем больше вероятность попадания в цель».

«Можно считать аксиомой тот факт, что количество идей переходит в качество. Логика и математика подтверждают, что чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие идеи. Причём лучшие идеи приходят в голову не сразу».

Как это часто бывает у успешных проектов, позже историки, культурологи и т.п. наши массу аналогов техники «мозгового штурма» в разные эпохи и у разных народов…

В 1953 году Алекс Осборн издал книгу:
Прикладное воображение: принципы и процедуры творческого решения проблемы / Applied Imagination: Principles and Procedures of Creative Problem Solving Applied Imagination и начал проводить семинары по креативу для предпринимателей.

В 1954 году Алекс Осборн создал фонд «Creative Education Foundation» (CEF) для распространения его технологии. Позже, на основе базового варианта «мозгового штурма» Алекса Осборна различными авторами было предложено несколько десятков вариантов модификаций:

«Известны различные разновидности мозгового штурма: обратный штурм (ищут недостатки машины или процесса; выявление недостатков позволяет поставить новые изобретательские задачи), индивидуальный, парный, массовый, двухстадийный (два этана по полтора часа, в перерыве ведется свободное обсуждение проблемы), поэтапный (последовательно штурмуются постановка задачи, решение, развитие идеи в конструкцию, проблема внедрения)».

Алекс Осборн предложил список контрольных вопросов, стимулирующих работу мысли.

Вот одна из редакций:

1. Можно ли объект (идею) использовать по-другому? Возможны ли совершенно новые способы применения? Можно ли модифицировать известные способы применения? Можно ли применить идею к чему-то другому?

2. Можно ли воспользоваться аналогиями? Что напоминает объект? Вызывает ли аналогия новую идею? Известны ли подобные проблемы и решения, которые можно использовать? Что можно копировать? Что можно имитировать?

3. Что можно изменить? Какие модификации объекта возможны? Возможна ли модификация путем вращения, изгиба, скручивания, поворота? Какие возможны изменения назначения, функции, цвета, движения, запаха, формы, очертаний?

4. Что можно увеличить? Что можно присоединить, добавить? Возможно ли увеличение времени службы, воздействия? Можно ли увеличить размеры, прочность, толщину, громкость, объём, концентрацию, частоту, высоту, длину, стоимость, расстояние? Можно ли повысить качество? Что можно дублировать? Возможна ли мультипликация элементов? Возможны ли увеличение, гиперболизация элементов?

5. Что можно уменьшить? Что можно убрать, заменить? Можно ли что-нибудь уплотнить, сжать, сгустить, конденсировать, укоротить, сузить, отделить, раздробить? Что можно сделать короче, мельче, светлее, тоньше? Можно ли применить приём миниатюризации?

6. Что можно заменить? Что можно заменить и чем? Другой ингредиент, материал, процесс, источник энергии? Другое расположение? Другой цвет, звук, освещение? Можно ли использовать элементы другого стиля, других времен?

7. Что можно преобразовать? Какие компоненты можно взаимно заменить? Что можно поменять местами? Можно ли переместить отдельные части, фрагменты? Можно ли изменить разбивку, разметку, планировку, последовательность? Можно ли поменять местами причину и следствие?

8. Что можно сделать наоборот? Можно ли воспользоваться противоположной по смыслу идеей? Как будет выглядеть объект в зеркальном отражении? Нельзя ли поменять местами противоположно размещенные элементы, изменить роли, функции?

9. Что можно скомбинировать? Можно ли сочетать эту идею с другой? Может ли она стать частью чего-то большего? Какие цели, привлекательные признаки можно комбинировать? Можно ли создать смесь, сплав, новый ассортимент?»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *